• 1.JPG
  • 2.JPG
  • 3.JPG
  • 102_1224.JPG
  • 1206.JPG
  • 1221.JPG
  • DSCN1023.JPG
  • DSCN1024.JPG
  • DSCN1025.JPG
  • DSCN1026.JPG
  • DSCN1027.JPG
  • DSCN1028.JPG
  • DSCN1030.JPG
  • DSCN1032.JPG

РЕШАЕМ ВМЕСТЕ (2)

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

НАШ ПРОФСОЮЗ

ПАМЯТКА

для работающих членов профсоюзов и профактива о заблаговременном обращении за назначением пенсии.

 

 Для обеспечения своевременного и правильного учета на индивидуальном лицевом счете полных и достоверных сведений о стаже, в том числе о стаже на соответствующих видах работ, о заработке, об иных периодах, включаемых в страховой стаж, гражданин вправе заблаговременно обратиться в Территориальные органы Социального фонда России (СФР).

Условия получения услуги:

Возникновение права на страховую пенсию в течение ближайших двух лет (но не позже, чем за два месяца до этого события), в том числе досрочно в связи с:

- опасными, вредными и тяжелыми условиями труда (по Спискам № 1 и № 2);

- работой в районах Крайнего Севера или местности, приравненной к ним и т.д.;

- наличием статуса многодетной матери, родившей и воспитавшей до восьмилетнего возраста, трех, четырех, пять и более детей.

 

Как оформить:

Обратиться к работодателю, если он заключил Соглашение об электронном информационном взаимодействии с территориальным СФР.

Документы работника направляются работодателем в территориальный орган СФР в электронном виде (документы на бумажном носителе в дальнейшем не представляются) только по письменному согласию работника на обработку и передачу его персональных данных.

 Лично в любом территориальном органе СФР;

Необходимо представить:

1) паспорт, СНИЛС, подлинник трудовой книжки, а также при наличии и необходимости:

- документы, подтверждающие стаж, а также другие юридически значимые документы (о браке, о рождении детей, об осуществлении предпринимательской деятельности, в т.ч. в районах Крайнего Севера и иные);

- трудовые договоры, справки от работодателей или соответствующих государственных (муниципальных) органов, выписки из приказов;

- справки службы занятости;

- архивные справки;

- военный билет;

- документы об обучении;

2) документы, подтверждающие заработок, и другие с учетом индивидуальной ситуации.

При необходимости подтверждения, уточнения и дополнения имеющихся данных специалисты территориального органа СФР направят соответствующие запросы в организации, архивные учреждения.

После завершения заблаговременной работы гражданин будет уведомлен о готовности индивидуального лицевого счёта для назначения пенсии.

Граждане, прошедшие предварительную проверку документов для оформления пенсии, смогут за месяц до выхода на пенсию дистанционно подать заявление о назначении пенсии в личном кабинете на сайтах Госуслуг или СФР.

Для заблаговременной работы с будущими пенсионерами работодатель должен:

Шаг 1. Заключить соглашение с СФР об электронном взаимодействии для назначения пенсии сотрудникам, по которому работодатель берёт на себя обязательства формировать электронный пакет документов о пенсионных правах работников и передавать их в СФР (https://sfr.gov.ru/files/branches/tver/2024/FormaSoglasheniya.pdf).

Шаг 2. Передать в СФР списки работников, которые выйдут на пенсию в ближайшие 12 месяцев, на основании отдельного согласия на обработку и передачу персональных данных. Информация о принятии на работу сотрудников в год их выхода на пенсию направляется в СФР по мере их приёма, но не чаще одного раза в три месяца.

 Если соглашение об обмене электронными документами с СФР не заключено, работодатель вправе подать в СФР заявление и документы сотрудника на бумажных носителях.

 

ПАМЯТКА

для работающих членов профсоюзов и профактива о заблаговременном обращении за назначением пенсии

 

 

 

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОР) КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 мая 2011 года N 475
О предоставлении мер социальной поддержки педагогическим работникам
образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских
населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на
территории Краснодарского края, по оплате жилых помещений, отопления и
освещения
(с изменениями на 14 января 2020 года)

 

Простые инструменты для решения сложных задач!

(презентация)

 

Почет в денежном эквиваленте

В Краснодарском крае в школах работают 42 тысячи педагогов. Забота об их благополучии – одна из важнейших задач региональных властей. Ежегодно для поддержки учителей выделяется около 9 миллиардов рублей.

Труд учителя сложен, но вместе с тем почетен. Государство постоянно предпринимает усилия по улучшению условий работы педагогов, увеличению мер их поддержки. Так, с 2023 года вступил в силу федеральный закон, по которому учителей освободили от лишней отчетности. Им уже не надо тратить время на заполнение отчетов, согласий и прочих бумаг. В перечне обязательных документов остались рабочая программа предмета, учебного и внеурочного курсов, журнал учета успеваемости учеников, журнал внеурочной деятельности для специалистов, которые занимаются этим направлением, план воспитательной работы и характеристика на ребенка для классных руководителей.

Более того, электронный и бумажный журналы учителям теперь дублировать не надо. Таким образом, у педагогов остается больше времени на подготовку к урокам, занятия с талантливыми детьми и прочее.

Федеральным законом «Об образовании» всем учителям России гарантируются следующие льготы и преференции:

  • сокращенная рабочая неделя. В зависимости от специальности устанавливается рабочая неделя длительностью от 18 до 36 часов. Остальные часы оплачиваются дополнительно;
  • увеличенный трудовой отпуск (варьируется от 42 до 56 календарных дней в год). Более того, педагог может получить годовой отпуск за свой счет с сохранением за ним его должности;
  • возможность досрочно выйти на пенсию при наличии стажа работы в школе не менее 25 лет;
  • надбавка за классное руководство в размере 5 тысяч рублей.
  • доплата за звание «Заслуженный учитель РФ», которая составляет не менее 15 процентов от оклада. Кроме того, такие учителя при выходе на пенсию могут получить и звание «Ветеран труда», а в связи с этим – дополнительные льготы и ежемесячные выплаты

В Краснодарском крае постоянно расширяется перечень мер поддержки учителей. Например, в 2021 году по инициативе главы региона Вениамина Кондратьева заработала программа субсидирования первого взноса по ипотеке для учителей, врачей и социальных работников.

Миллион рублей предоставляется педагогам, которые проживают на Кубани, не имеют собственного жилья и берут на себя обязательства проработать в образовательной организации 5 лет. На сегодняшний день этой мерой поддержки уже воспользовались и улучшили свои жилищные условия более 700 учителей школ, школ-интернатов, лицеев, гимназий. Кстати, с января 2025 года такой мерой поддержки смогут воспользоваться и воспитатели детских садов.

В ряде районов Краснодарского края есть единоразовая денежная выплата для вновь пришедших на работу педагогов. Ее размер составляет от 3 до 100 тысяч рублей.

На Кубани уже пятый год реализуется федеральная программа поддержки педагогов «Земский учитель». За это время в сельские школы региона пришли работать 332 преподавателя. Напомним, что участникам федерального проекта выплачивают по 1 миллиону рублей, которые педагог может потратить по своему личному усмотрению. Взамен он должен переехать в сельскую местность или город с населением до 50 тысяч человек и отработать в школе пять лет.

Подать заявку на участие в программе могут педагоги в возрасте до 55 лет, имеющие как среднее профессиональное, так и высшее образование. Победители среди соискателей вакансий определяются по конкурсу. Учитываются педагогический стаж, квалификационная категория и личные достижения учителя, включая результаты участия в профессиональных конкурсах.

В 2024 году участниками федерального проекта стали 30 учителей, которые переехали или переедут на Кубань из Белгородской, Челябинской, Свердловской областей и Республики Башкортостан. Они все уже начали работать в школах нашего региона.

За четыре года по федеральной программе «Земский учитель» в сельские школы Кубани приехали работать 332 педагога.

Меры господдержки учителей в Краснодарском крае:

  • Ежегодно к 1 сентября учителя получают выплаты к началу учебного года из краевого бюджета по 5 тысяч рублей.
  • Молодые специалисты в первые три года работы ежемесячно получают по 3 тысячи рублей.
  • За классное руководство педагоги получают по 4 тысячи рублей из краевого бюджета (дополнительно к федеральной выплате). Такую же сумму получают кураторы групп в колледжах и техникумах, а также советники директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
  • Ежемесячно 5 тысяч рублей (а с января 2025 года – 10 тысяч рублей) получают учителя, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, социальные педагоги и преподаватели-организаторы ОБЖ.
  • За подготовку 100-балльников педагогов премируют по 100 тысяч рублей.
  • За победителей и призеров олимпиад учителя получают по 100 и 60 тысяч рублей соответственно.
  • С 2023 года власти Краснодарского края для преподавателей ввели ежегодные региональные премии по 500 и 350 тысяч рублей. Их получат соответственно победители и призеры всероссийских конкурсов профессионального мастерства.

 

 

ПАМЯТКА

по краевой  профсоюзной программе страхования

«ЗащитА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ»

 По гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса условия труда педагогов характеризуются такими уровнями вредных факторов, которые вызывают стойкие функциональные изменения, отражающиеся на состоянии наиболее уязвимых органов и систем организма, приводящие в большинстве случаев к производственной заболеваемости, влекущей утрату трудоспособности.

Повседневно педагоги испытывают на своем здоровье следующие вредные факторы:

- высокие физические нагрузки, вызванные ненормированным рабочим графиком, общественными мероприятиями и работой более чем на одну ставку;

- постоянное моральное напряжение для нервно-психического здоровья и как следствие повышение артериального давления, развитие ишемической болезни, неврозов;

- нагрузка на опорно-двигательный аппарат, что увеличивает риск варикозного расширения вен.

Список перечисленных факторов не исчерпывающий, но наиболее часто встречаемый. 

Сотрудники института Бехтерева установили статистику в нервно-психическом здоровье педагогов:

– после 10-ти лет работы страдают более 35% педагогов;

– после 15-ти лет – 40%;

– после 20-ти лет – более 50 %.

Все эти факторы приводят к угнетению иммунной системы. Это как раз и может послужить одной из причин возникновения онкологического заболевания. 

Онкозаболевание занимает второе место по численности смертей после сердечно-сосудистых заболеваний.

По состоянию на 2018 год в России было зарегистрировано 3,76 млн. пациентов с онкологическими заболеваниями, что составило рост на 23% к 2008 году.

При этом, как следует из данных Росстата, за первую половину 2019 года в России от онкозаболеваний умерло 149 384 человека, что на 1,5% больше по сравнению с аналогичным периодом 2018 года.

За весь 2019 год от онкологии умело 295 455 человек, в то время как в 2018 году от новообразований умерло меньше на 1 825 человек.

По данным Минздрава России в 2019 году Краснодарский край по уровню заболеваемости раком остался на четвертом месте среди остальных регионов страны. В указанный период проходило лечение с диагнозом рака 3 225,2 человека на 100 тыс. населения.

Не лучшим образом обстоят дела с сердечно-сосудистыми заболеваниями. В 2019 году в России от сердечно-сосудистых заболеваний умерло около 841 тыс. человек. Это чуть меньше, чем в 2018 году (850 624).

При этом по статистике 26 % педагогических работников в среднем также имеют проблемы с сердечно-сосудистой системой.

Бюджетным финансированием образовательных организаций средства на добровольное медицинское страхование педагогических работников не выделяются. При том, что по статистике две трети учителей общеобразовательных школ по различным причинам своевременно не обращаются за медицинской помощью, вследствие чего в ходе диспансеризации у них выявляются многочисленные заболевания уже в хронической стадии. 

Кроме того, с 2019 на 2020 годы возникла новая угроза для всего человечества –COVID-2019. Всего с начала пандемии (на сегодняшний день) диагноз данного заболевания подтвердился у более 569 тыс. жителей России. Число умерших от данного заболевания превысило 7 800 человек в 83 регионах России.

В связи с угрожающей тенденцией онкологических, сердечно -сосудистых заболеваний и заболеванием COVID-2019 среди населения, краевой организацией Профсоюза совместно с СК «Согласие» ежегодно реализуется профсоюзная программа страхования «Защита жизни и здоровья» членов Профсоюза и членов их семей.

Дополнительно для участника Программы предусмотрено страхование от инвалидности, различных травм и смерти результате несчастного случая.

 

Страхование от несчастных случаев и болезней:

 

  1. Страховыми случаями признаются следующие события (страховые риски), произошедшие в период срока страхования и подтвержденные документально:

1.1. Первичное диагностирование критического заболевания или проведение хирургической операции.

1.2. Смерть в результате болезни COVID-19.

1.3. Инвалидность I, II, и III групп.

1.4. Телесные повреждения (травма) в результате несчастного случая.

1.5. Смерть в результате несчастного случая.

  1. Время действия страхования – 24 часа.
  2. Территорией страхования является территория Российской Федерации.
  3. Включение участника в Программу страхования осуществляется
    1 (первого) числа каждого месяца при условии направления необходимых документов Страхователю для их предоставления Страховщику не позднее 20 (двадцатого) числа месяца, предшествующего месяцу страхования.
  4. Застрахованное лицо (Выгодоприобретатель) после того, как ему стало известно о наступлении страхового случая обязан в течение 35 (тридцати пяти) календарных дней сообщить непосредственно Страховщику о его наступлении любым доступным способом, позволяющим зафиксировать факт сообщения (по телефону, факсу, по электронной почте, письмом).
  5. Для решения вопроса о страховой выплате участник Программы или его Выгодоприобретатель обязаны предоставить Страховщику следующие документы:

- заявление на получение страховой выплаты, установленного Страховщиком образца с указанием полных банковских реквизитов получателя страховой выплаты;

-    документ, удостоверяющий личность получателя страховой выплаты;

-  документы медицинского учреждения (оригиналы или заверенные копии, учреждением их выдавшим), подтверждающие диагностирование Застрахованному лицу критического заболевания или перенесение Застрахованным лицом операции, предусмотренной Программой страхования. В документах должен быть указан диагноз, результаты лабораторных, клинических, гистологических, радиологических исследований;

- выписка из медицинской карты стационарного больного, подтверждающая нахождение Застрахованного лица в стационаре и заверенная медицинским учреждением (в случае стационарного лечения);

- заверенная копия извещения о больном с впервые в жизни установленным диагнозом злокачественного новообразования;

-   выписка из медицинской карты амбулаторного больного, содержащая информацию обо всех заболеваниях Застрахованного лица (в том числе профессиональных, общих хронических заболеваниях, злокачественных новообразованиях, в том числе заболеваниях крови) за 5 лет, предшествующих наступлению страхового случая;

- документы медицинского характера, указанные в описании критического заболевания, хирургической операции в Приложении 1 к Программе.

 

 

  1. Выплата в размере 500 000 (пятьсот тысяч) рублей по риску:

«Первичное диагностирование критического заболевания или проведение хирургической операции»

производиться в случае:

 

  1. «Злокачественная опухоль (угрожающий жизни рак)», если:

 

1.1. Выявлено первичное новообразование, возникшее в результате перерождения клеток.

1.2. Диагноз должен быть подтвержден онкологом на основании данных гистологического исследования. ПРИ БИОПСИИ (гистологически) определенное как злокачественное, характеризующееся   бесконтрольным размножением, отсутствием дифференцировки, способностью к инвазии тканей и метастазированию.

1.3. Страховая выплата не производится в случае:

  • если диагноз «рак» впервые поставлен в течение первых трех месяцев срока страхования (период ожидания).
  • если диагноз рак поставлен НЕ ВПЕРВЫЕ, имелся период стойкой ремиссии, а в период страхования отмечается рецидив (обострение) заболевания.
  • если диагноз рак поставлен НЕ ВПЕРВЫЕ, а в период страхования имеет место развитие метастазов после периода стойкой ремиссии.

1.4. Не относятся к «Злокачественные опухоли (угрожающий жизни рак)» следующие заболевания:

          - опухоли со злокачественными изменениями карцином in sito (включая дисплазию шейки матки 1, 2, 3 стадии) или гистологически описанные как предраковые заболевания;

- рак кожи всех видов, в т.ч меланома, максимальная толщина которой, в соответствии с гистологическим заключением, меньше 1,5 мм или которая не превышает уровень развития T3N(0)M(0) по классификации TNM, а также любая другая опухоль, не проникшая в сосочково-ретикулярный слой;

          - все гиперкератозы или базально-клеточные карциномы кожи;

          - все эпителиально-клеточные раки кожи при отсутствии прорастания в другие органы;

          - саркома Капоши и другие опухоли, ассоциированные с ВИЧ-инфекцией или СПИД;

          - не угрожающие жизни раки, такие как раки предстательной железы, которые гистологически описаны как Т1 (а) или Т1 (b) по классификации TNM или имеют эквивалентную или меньшую стадию по другой классификации;

- папиллярная микрокарцинома щитовидной железы;

- неинвазивный папиллярный рак мочевого пузыря, гистологически описанный как имеющий стадию TaN0M0 или меньше.

 

 

  1. «Инфаркт миокарда», если:

 

2.1. Заболевание, характеризующееся ишемическим некрозом части сердечной мышцы, развивающимся в результате острой абсолютной или относительной недостаточности коронарного кровообращения.

Диагноз подтвержден специалистом (врачом – кардиологом) с обязательным наличием всех трех симптомов:

1)   присутствие в анамнезе типичных болей в грудной клетке;

2) вновь возникшие (новые) изменения на электрокардиограмме, характерные для инфаркта миокарда;

3) значительное увеличение кардиальных ферментов в крови, характерных для повреждения клеток миокарда (АЛТ, АСТ, ЛДГ, КФК), тропонинов и/или других биохимических маркеров.

2.2. Страховая выплата не производится, если:

  • инфаркты миокарда только с увеличением показателей Тропонина I или T в крови без изменения сегмента ST и других характерных для инфаркта миокарда симптомов в том числе безболевая форма инфаркта миокарда;
  • другие острые коронарные синдромы (такие как стабильная/нестабильная стенокардия).

 

  1. «Инсульт», если:

 

3.1. Форма острого нарушения мозгового кровообращения связанного с омертвлением участка мозговой ткани, геморрагии и эмболии из экстракраниального источника и характеризующаяся постоянной общей и очаговой неврологической симптоматикой.

При диагностировании развития инсульта в период страхования как формы острого нарушения мозгового кровообращения связанного с омертвлением участка мозговой ткани, геморрагии и эмболии из экстракраниального источника и характеризующаяся постоянной общей и очаговой неврологической симптоматикой.

3.2. Диагноз должен быть подтвержден специалистом при наличии типичных клинических симптомов, а также данных компьютерной или магнитно-резонансной томографии головного мозга.

3.3. Неврологическая симптоматика должна наблюдаться по меньшей мере 3 месяца после первичного (в период страхования)  диагностирования инсульта.

3.4. Должны иметься явные доказательства, полученные в результате объективного обследования в период страхования, с помощью КТ, МРТ, ангиографии, ультразвуковой доплерографии или сходной подходящей методики визуализации, исследования спинномозговой жидкости, того, что имели  место:

инсульт

или инфаркт,

или инфаркт ткани мозга,

или внутричерепное или субарахноидальное кровоизлияние.

3.5. Страховая выплата не производится в случае:

  • церебральные расстройства, вызванные мигренью;
  • церебральные расстройства вследствие травмы или гипоксии;
  • сосудистые заболевания, поражающие глаз или глазной нерв;
  • преходящие нарушения мозгового кровообращения, длящиеся менее 24 часов;
  • приступы вертебробазилярной ишемии.
  • инсульты, повлекшие за собой единственное неврологическое нарушение - потерю сенсорной чувствительности.

 

  1. «Терминальная почечная недостаточность», если:

 

4.1. Симптомокомплекс, обусловленный резким уменьшением числа и функции нефронов, что приводит к нарушению экскреторной и инкреторной функции почек, расстройству всех видов обмена веществ, кислотно-щелочного равновесия, деятельности всех органов и систем организма.

Стадия необратимого хронического нарушения функции обеих или единственной почки, сопровождающаяся повышением уровня креатинина в крови выше 0,89 ммоль/л и иными клиническими симптомами и требующая проведения постоянного (программного, хронического) гемодиализа, перитонеального диализа или трансплантации донорской почки, возникшая в период страхования.

4.2. Постоянная необходимость в диализе должна быть подтверждена заключением врача - нефролога.

4.3. Страховая выплата может быть произведена только при подтверждении факта проведения процедуры диализа в период страхования или по завершении пересадки трансплантата.

4.4. Страховая выплата не производится в случае:

1) почечная недостаточность в стадии компенсации;

2) почечная недостаточность, не требующая регулярного проведения гемодиализа или трансплантации донорской почки.

 

  1. Выплаты по риску: «Аорто-коронарное шунтирование (хирургическое лечение коронарных артерий)», если:

 

5.1. Прямое оперативное вмешательство на сердце для устранения стеноза или окклюзии по меньшей мере двух коронарных артерий, путем создания артериального сосуда между аортой и артериями, питающими сердце.

5.2. Необходимым условием для проведения оперативного вмешательства должно являться наличие коронарной ангиографии.

5.3. Страховая выплата не производится при следующих операциях:

1) баллонная ангиопластика (дилатация) коронарных артерий;

2) применение лазера;

3) другие хирургические и нехирургические виды лечения.

5.4. Страховая выплата возможна только после проведения операции и предоставления лечебным учреждением выписки из истории болезни Застрахованного лица с отчетом о проведенной операции.

5.5. Страховая выплата в связи с аорто-коронарным шунтированием не производится, если диагноз стеноз или окклюзия поставлен в течение первых трех месяцев срока страхования.

 

  1. «Трансплантация основных органов», если:

 

6.1. Пересадка от человека к человеку сердца, легких, печени, почки, поджелудочной железы (исключая трансплантацию только островков Лангерганса) или костного мозга.

6.2. Имеется медицинское заключение о необходимости трансплантации органов и (или) тканей человека, выданного учреждением здравоохранения, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации разрешено осуществлять трансплантацию органов, подписанного членами врачебного консилиума (дополнительное условие для выплаты).

6.3. Необходимо наличие медицинского заключения о необходимости трансплантации органов и (или) тканей человека, выданного учреждением здравоохранения, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации разрешено осуществлять трансплантацию органов, подписанного членами врачебного консилиума.

6.4. Страховая выплата возможна только после проведения операции.

6.5. Страховая выплата не производится в случае:

1) трансплантация других органов, частей органов или какой-либо ткани.

2) донорство органов.

 

  1. «Паралич», если:

 

7.1. Полное отсутствие двигательных функций двух и более конечностей в результате впервые возникших различных патологических процессов в нервной системе, приводящее к:

1) значительным нарушениям статодинамических функций;

2) неспособности к самообслуживанию, необходимости в постоянной посторонней помощи и полная зависимости от других лиц;

3) неспособности к самостоятельному передвижению и нуждаемости в постоянной помощи других лиц.

7.2. Диагноз подтвержден врачом-невропатологом по результатам шестимесячного наблюдения Застрахованного лица с момента постановки первоначального диагноза.

7.3. Первоначальный диагноз поставлен в период страхования.

7.4. Квалификационный период для данного заболевания равен 6 (шести) месяцам.

7.5. Страховая выплата не производится в случае:

1) Постановки диагноза: синдром Гийена-Барре.

 

  1. Выплата в размере 500 000 рублей (пятьсот тысяч) по риску: «Смерть Застрахованного лица в результате болезни COVID-19»:

 

Под болезнью «COVID-19» понимается опасное инфекционное заболевание: коронавирусная инфекция COVID-19, вызванная семейством коронавирусов SARS-CoV-2, диагностированная на основании лабораторных тестов на наличие SARS-CoV-2 методом ПЦР (полимеразной цепной реакции).

 

III. Выплаты по риску: «Установление инвалидности в результате несчастного случая» производятся в случае:

 

  1. Установления инвалидности - постоянной (полная или частичная) утрата профессиональной трудоспособности вследствие профессионального заболевания, несчастного случая или болезни:

1) I-ой группы в размере страховой выплаты - 500 000 (пятьсот тысяч) рублей;

2) II-ой группы в размер страховой выплаты - 375 000 (триста семьдесят пять тысяч) рублей;

3) III-ей группы в размере страховой выплаты - 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей.

 

  1. IV. Выплаты по риску: «Телесные повреждения (травма) в результате несчастного случая» производиться:

 

  1. В результате несчастного случая, в зависимости от полученной травмы, если характер повреждений предусмотрен для Застрахованных лиц в возрасте от 18 (восемнадцати) лет и старше Таблицей страховых выплат «Расширенная» (приложение № 2 к Программе страхования, далее - Таблица).
  2. Выплата по риску травмы:

- «повреждение плечевого сустава, повлекшее за собой отсутствие движений в суставе (анкилоз)» производится не ранее чем через 3 месяца со дня травмы при подтверждении первоначального диагноза (пп. «а» п. 60 Таблицы);

- «Перелом плеча, осложнённый образованием ложного сустава» производится не ранее чем через 3 месяца со дня травмы при условии подтверждения диагноза (п. 63 Таблицы);

- «Перелом бедра, осложнившийся образованием ложного сустава (несросшийся перелом)», производится не ранее 6 месяцев со дня травмы при условии подтверждения диагноза (п. 85 Таблицы);

- Паралич, возникший в результате травмы, полученной в период страхования и указанной в Таблице размеров страхового обеспечения в % от страховой суммы в связи со страховыми событиями “телесные повреждения в результате несчастного случая” и существующий постоянно производится не ранее 6 месяцев после травмы: Моноплегия, Параплегия, Тетраплегия (п. 98 Таблицы).

По остальным рискам, перечисленным в Таблице, сроки ожидания выплат не установлены.

 

  1. V. «Выплата в размере 1 000 000 (один миллион) рублей по риску: «Смерть застрахованного лица в результате несчастного случая» производиться в случае:

 

  1. Смерти от болезни, несчастного случая, дорожно-транспортного происшествия, авиакатастрофы, железнодорожной катастрофы, кораблекрушения.
  2. Страховщик освобождается от страховой выплаты в случае смерти Застрахованного лица вследствие самоубийства, если к этому времени Договор действовал менее двух лет, за исключением тех случаев, когда Застрахованное лицо было доведено до такого состояния противоправными действиями третьих лиц.

 

ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ТРУДА

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗАХ, ИХ ПРАВАХ

И ГАРАНТИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года

 

(в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ,

от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ,

от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ,

от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ,

от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ,

с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ

от 24.01.2002 N 3-П)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12 января 1996 года N 10-ФЗ


 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗАХ, ИХ ПРАВАХ И ГАРАНТИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Принят

Государственной Думой

8 декабря 1995 года

 

(в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ,

от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ,

от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ,

от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ,

от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ,

с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ

от 24.01.2002 N 3-П)

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Федерального закона

 

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций (далее - профсоюзы).

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами.

 

Статья 2. Право на объединение в профсоюзы

 

1. Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Все профсоюзы пользуются равными правами.

2. Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.

Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.

3. Граждане Российской Федерации, проживающие вне ее территории, могут состоять в российских профсоюзах.

4. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

5. Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку - общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.

 

Статья 3. Основные термины

 

Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины означают:

первичная профсоюзная организация - добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза;

общероссийский профсоюз - добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности;

общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов - добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации;

межрегиональный профсоюз - добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации;

межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов - добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и (или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации;

территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов - добровольное объединение организаций профсоюзов, действующее, как правило, на территории одного субъекта Российской Федерации либо на территории города или района;

территориальная организация профсоюза - добровольное объединение членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующее на территории одного субъекта Российской Федерации, либо на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, либо на территории города или района;

профсоюзный орган - орган, образованный в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положением о первичной профсоюзной организации;

профсоюзный представитель (доверенное лицо) - профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа;

организация - предприятие, учреждение, организация независимо от форм собственности и подчиненности;

работодатель - организация (юридическое лицо), представляемая ее руководителем (администрацией), либо физическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях;

работник - физическое лицо, работающее в организации на основе трудового договора (контракта), лицо, занимающееся индивидуальной предпринимательской деятельностью, лицо, обучающееся в образовательном учреждении начального, среднего или высшего профессионального образования;

член профсоюза - лицо (работник, временно не работающий, пенсионер), состоящее в первичной профсоюзной организации.

 

Статья 4. Сфера действия настоящего Федерального закона

 

1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на российские организации, находящиеся за рубежом, и другие организации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

2. Права профсоюзов и гарантии их деятельности, закрепленные настоящим Федеральным законом, распространяются на все первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации), а также на образованные ими профсоюзные органы и на профсоюзных представителей в пределах их полномочий.

Особенности применения настоящего Федерального закона в отношении профсоюзов, объединяющих военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, судей и прокуроров, определяются соответствующими федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

 

Статья 5. Независимость профсоюзов

 

1. Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны.

2. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности.

 

Статья 6. Правовая основа деятельности профсоюзов

 

1. Права профсоюзов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями и гарантии их деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

2. Законодательство субъектов Российской Федерации не может ограничивать права профсоюзов и гарантии их деятельности, предусмотренные федеральными законами.

3. Если международными договорами Российской Федерации, конвенциями Международной организации труда, ратифицированными Российской Федерацией, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международных договоров и конвенций.

 

Статья 7. Уставы профсоюзов и их объединений (ассоциаций), положения о первичных профсоюзных организациях

 

1. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру; образуют профсоюзные органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия.

2. Устав профсоюза должен предусматривать:

наименование, цели и задачи профсоюза;

категории и профессиональные группы объединяемых граждан;

условия и порядок образования профсоюза, принятия в члены профсоюза и выхода из него, права и обязанности членов профсоюза;

территорию, в пределах которой профсоюз осуществляет свою деятельность;

организационную структуру;

порядок образования и компетенцию профсоюзных органов, сроки их полномочий;

порядок внесения дополнений и изменений в устав, порядок уплаты вступительных и членских взносов;

источники образования доходов и иного имущества, порядок управления имуществом профсоюзов;

местонахождение профсоюзного органа;

порядок реорганизации, прекращения деятельности и ликвидации профсоюза и использования его имущества в этих случаях;

другие вопросы, относящиеся к деятельности профсоюза.

3. Устав объединения (ассоциации) профсоюзов должен предусматривать:

наименование, цели и задачи объединения (ассоциации) профсоюзов;

состав участников;

территорию, в пределах которой оно осуществляет свою деятельность;

порядок образования профсоюзных органов и их компетенцию;

местонахождение профсоюзного органа;

сроки полномочий профсоюзного органа;

источники образования доходов и иного имущества, порядок управления имуществом профсоюзов;

порядок внесения дополнений и изменений в устав;

порядок реорганизации, прекращения деятельности и ликвидации объединения (ассоциации) профсоюзов и использования его имущества в этих случаях;

другие вопросы, относящиеся к деятельности объединения (ассоциации) профсоюзов.

 

Статья 8. Государственная регистрация профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций в качестве юридических лиц

 

(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

 

1. Правоспособность профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица возникает с момента их государственной регистрации, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ)

Государственная регистрация профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке.

Для государственной регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации общественных объединений (далее - федеральный орган государственной регистрации), или его территориальный орган в субъекте Российской Федерации по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа представляются подлинники либо нотариально удостоверенные копии уставов или положений о первичных профсоюзных организациях, заверенные копии решений съездов (конференций, собраний) о создании профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, об утверждении уставов или положений о первичных профсоюзных организациях, перечней участников - соответствующих профсоюзов, их объединений (ассоциаций).

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации представляют указанные документы в течение месяца со дня их образования.

При получении указанных документов федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган направляет в уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральный орган исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании представленных федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом документов. При этом порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

При получении от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о профсоюзе, либо об объединении (ассоциации) профсоюзов, либо о первичной профсоюзной организации федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи о профсоюзе, либо об объединении (ассоциации) профсоюзов, либо о первичной профсоюзной организации в единый государственный реестр юридических лиц.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Федеральный орган государственной регистрации, его территориальные органы в субъектах Российской Федерации, уполномоченный регистрирующий орган не вправе контролировать деятельность профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, а также отказывать им в регистрации.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации вправе не регистрироваться. В этом случае они не приобретают прав юридического лица.

Государственная регистрация первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица может осуществляться также представителем профсоюзного органа соответствующего профсоюза по доверенности.

2. Отказ в государственной регистрации или уклонение от нее могут быть обжалованы профсоюзами, их объединениями (ассоциациями), первичными профсоюзными организациями в суд.

 

Статья 9. Запрещение дискриминации граждан по признаку принадлежности или непринадлежности к профсоюзам

 

1. Принадлежность или непринадлежность к профсоюзам не влечет за собой какого-либо ограничения социально-трудовых, политических и иных прав и свобод граждан, гарантируемых Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. Запрещается обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или непринадлежностью его к профсоюзу.

 

Статья 10. Реорганизация, прекращение деятельности, приостановка, запрещение деятельности и ликвидация профсоюза, первичной профсоюзной организации

 

1. Реорганизация или прекращение деятельности профсоюза или первичной профсоюзной организации осуществляются по решению его членов в порядке, определяемом уставом профсоюза, положением о первичной профсоюзной организации, а ликвидация профсоюза или первичной профсоюзной организации как юридического лица - в соответствии с федеральным законом.

2. Государственная регистрация профсоюза или первичной профсоюзной организации в связи с их ликвидацией и государственная регистрация профсоюза или первичной профсоюзной организации, создаваемых путем реорганизации, осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с учетом особенностей такой регистрации, установленных настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ)

Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации профсоюза или первичной профсоюзной организации в связи с их ликвидацией, представляются в орган, которым был выдан документ о государственной регистрации данного профсоюза или данной первичной профсоюзной организации.

Документы, необходимые для осуществления государственной регистрации профсоюза или первичной профсоюзной организации, создаваемых путем реорганизации, представляются в федеральный орган государственной регистрации или его территориальные органы в соответствующих субъектах Российской Федерации. При этом порядок представления указанных документов определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

При получении документов, необходимых для государственной регистрации профсоюза или первичной профсоюзной организации в связи с их ликвидацией либо в случае их создания путем реорганизации, федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

На основании представленных федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения указанных сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, который представил указанные сведения и документы.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации профсоюза или первичной профсоюзной организации в связи с их ликвидацией либо в случае их создания путем реорганизации определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

(п. 2 введен Федеральным законом от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

3. В случае, если деятельность профсоюза противоречит Конституции Российской Федерации, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда Российской Федерации или соответствующего суда субъекта Российской Федерации по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора соответствующего субъекта Российской Федерации. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается.

4. Деятельность профсоюза, первичной профсоюзной организации может быть приостановлена или запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности".

(п. 4 введен Федеральным законом от 25.07.2002 N 112-ФЗ)

 

Глава II. ОСНОВНЫЕ ПРАВА ПРОФСОЮЗОВ

 

Статья 11. Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников

 

1. Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.

Проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций).

Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов.

Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.

2. Профсоюзы защищают право своих членов свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

3. Системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда устанавливаются работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями) по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных договорах, соглашениях.

4. Профсоюзы вправе участвовать в рассмотрении органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями своих предложений.

5. Профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав.

 

Статья 12. Право профсоюзов на содействие занятости

 

1. Профсоюзы вправе принимать участие в разработке государственных программ занятости, предлагать меры по социальной защите членов профсоюзов, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации, осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости.

2. Ликвидация организации, ее подразделений, изменение формы собственности или организационно-правовой формы организации, полное или частичное приостановление производства (работы), влекущие за собой сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда, могут осуществляться только после предварительного уведомления (не менее чем за три месяца) соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров о соблюдении прав и интересов членов профсоюза.

3. Профсоюзы имеют право вносить на рассмотрение органов местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников.

4. Расторжение трудового договора (контракта) с работником - членом профсоюза по инициативе работодателя может быть произведено только с предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных законодательством, коллективными договорами, соглашениями.

5. Привлечение и использование в Российской Федерации иностранной рабочей силы осуществляются с учетом мнения соответственно общероссийских объединений (ассоциаций) профсоюзов или территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов.

 

Статья 13. Право профсоюзов, первичных профсоюзных организаций на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением

 

1. Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников в соответствии с федеральным законом.

Представительство профсоюзов, их объединений (ассоциаций) на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений от имени работников на федеральном, отраслевом или территориальном уровнях определяется с учетом количества объединяемых ими членов профсоюза.

В случае, если в организации действует несколько первичных профсоюзных организаций разных профсоюзов, их представительство в коллективных переговорах, заключении коллективных договоров определяется с учетом количества представляемых членов профсоюза.

Запрещается ведение переговоров и заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников лицами, представляющими работодателя.

2. Работодатели, их объединения (союзы, ассоциации), органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны вести коллективные переговоры с первичными профсоюзными организациями, профсоюзами, их объединениями (ассоциациями) по социально-трудовым вопросам, а также по вопросам заключения коллективных договоров, соглашений, если первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) выступают инициаторами таких переговоров, и заключать коллективные договоры, соглашения на согласованных сторонами условиях.

3. Первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений.

В случае нарушения работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами исполнительной власти и органами местного самоуправления условий коллективного договора, соглашения первичные профсоюзные организации, профсоюзы, объединения (ассоциации) профсоюзов и их органы вправе направлять им представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа устранить эти нарушения или недостижения соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с федеральным законом.

 

Статья 14. Право профсоюзов на участие в урегулировании коллективных трудовых споров

 

Профсоюзы вправе участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, имеют право на организацию и проведение в соответствии с федеральным законом забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников.

 

Статья 15. Отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами государственной власти, органами местного самоуправления

 

1. Отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами государственной власти и органами местного самоуправления строятся на основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также на основе системы коллективных договоров, соглашений.

2. Профсоюзы вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

3. Профсоюзы имеют равные с другими социальными партнерами права на паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов, а также имеют право на профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов. Уставы (положения) этих фондов утверждаются по согласованию с общероссийскими объединениями (ассоциациями) профсоюзов либо с соответствующими общероссийскими профсоюзами.

4. Профсоюзы осуществляют организацию и проведение оздоровительных мероприятий среди членов профсоюза и их семей. Размеры средств на эти цели определяются органом управления (правлением) Фонда социального страхования Российской Федерации по представлению соответствующих профсоюзов.

5. Профсоюзы вправе осуществлять взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, объединениями (союзами, ассоциациями) и организациями по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта.

 

Статья 16. Отношения профсоюзов, первичных профсоюзных организаций и их органов с другими представительными органами работников в организации, органами управления организацией

 

1. Отношения профсоюзов, первичных профсоюзных организаций и их органов с другими представительными органами работников в организации строятся на основе сотрудничества.

Наличие иных представительных органов работников в организации не может использоваться для воспрепятствования деятельности профсоюзов в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Профсоюзы имеют право выдвигать кандидатуры своих представителей для избрания в иные представительные органы работников в организации.

3. Профсоюзы по уполномочию работников вправе иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией.

4. Участие профсоюзных представителей в работе иных представительных органов работников в организации не лишает их права непосредственно обращаться к работодателям по вопросам, затрагивающим интересы членов профсоюза.

 

Статья 17. Право профсоюзов на информацию

 

1. Для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам.

Профсоюзные органы имеют право обсуждать полученную информацию с приглашением представителей работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов управления организацией, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Профсоюзы имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определяемом договорами с их учредителями, а также могут быть учредителями средств массовой информации в соответствии с федеральным законом.

 

Статья 18. Право профсоюзов на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров

 

Профсоюзы вправе создавать образовательные и научно-исследовательские учреждения, осуществлять подготовку, переподготовку, повышение квалификации профсоюзных кадров и обучение профсоюзных работников и членов профсоюза.

Профсоюзные образовательные и научно-исследовательские учреждения могут частично финансироваться за счет средств соответствующих бюджетов в установленном порядке.

 

Статья 19. Право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде

 

1. Профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах.

2. Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами.

Профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении этих полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

3. Профсоюзные инспектора труда вправе беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, в которых работают члены данного профсоюза, для проведения проверок соблюдения законодательства о труде и законодательства о профсоюзах, а также выполнения работодателями условий коллективного договора, соглашения.

 

Статья 20. Права профсоюзов в области охраны труда и окружающей среды

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

 

1. Профсоюзы вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и окружающей среды, а также в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

2. Профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами. В этих целях они имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе), защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий труда и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда и окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

3. В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, профсоюзные органы в организации, профсоюзные инспектора по охране труда вправе потребовать от работодателя немедленного устранения этих нарушений и одновременно обратиться в Федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер.

4. При невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, профсоюзные органы, профсоюзные инспектора по охране труда вправе требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ впредь до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией труда. Работодатель, должностное лицо за неустранение нарушений несут ответственность, предусмотренную законодательством.

(в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ)

5. Профсоюзы вправе участвовать в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов.

 

Статья 21. Участие профсоюзов в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества

 

Профсоюзы вправе иметь своих представителей в создаваемых в организации комиссиях по приватизации государственного и муниципального имущества, включая объекты социального назначения.

Представитель профсоюза входит в число представителей организации, направляемых в соответствующий комитет по управлению имуществом для участия в работе комиссии по приватизации организации и осуществления профсоюзного контроля.

 

Статья 22. Права профсоюзов на социальную защиту работников

 

1. Права профсоюзов в области социального страхования и охраны здоровья, социального обеспечения, улучшения жилищных условий и других видов социальной защиты работников регулируются соответствующими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

2. Профсоюзы вправе участвовать в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в разработке мер по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен, а также вправе осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в указанной сфере.

 

Статья 23. Право профсоюзов на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров

 

В случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры.

Для защиты социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов своих членов профсоюзы могут создавать юридические службы и консультации.

 

Глава III. ГАРАНТИИ ПРАВ ПРОФСОЮЗОВ

 

Статья 24. Гарантии имущественных прав профсоюзов

 

1. Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом, в том числе денежными средствами, необходимыми для выполнения своих уставных целей и задач, владеют и пользуются переданным им в установленном порядке в их хозяйственное ведение иным имуществом.

2. Гарантируются признание, неприкосновенность и защита прав собственности профсоюзов, условия для осуществления этих прав наравне с другими юридическими лицами независимо от форм собственности в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.

Финансовый контроль за средствами профсоюзов органами исполнительной власти не осуществляется, за исключением контроля за средствами от предпринимательской деятельности.

Ограничение независимой финансовой деятельности профсоюзов не допускается.

Имущество профсоюзов может быть отчуждено только по решению суда.

3. Профсоюзы не отвечают по обязательствам организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые в свою очередь не отвечают по обязательствам профсоюзов.

4. Источники, порядок формирования имущества и использования средств профсоюзов определяются их уставами, положениями о первичных профсоюзных организациях.

5. В собственности профсоюзов могут находиться земельные участки, здания, строения, сооружения, санаторно-курортные, туристические, спортивные, другие оздоровительные учреждения, культурно-просветительные, научные и образовательные учреждения, жилищный фонд, организации, в том числе издательства, типографии, а также ценные бумаги и иное имущество, необходимые для обеспечения уставной деятельности профсоюзов.

6. Профсоюзы имеют право учреждать банки, фонды солидарности, страховые, культурно-просветительные фонды, фонды обучения и подготовки кадров, а также другие фонды, соответствующие уставным целям профсоюзов.

7. Профсоюзы вправе осуществлять на основе федерального законодательства через учрежденные ими организации предпринимательскую деятельность для достижения целей, предусмотренных уставом, и соответствующую этим целям.

 

Статья 25. Гарантии работникам, входящим в состав профсоюзных органов и не освобожденным от основной работы

 

1. Работники, входящие в состав профсоюзных органов и не освобожденные от основной работы, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, руководители профсоюзных органов в подразделениях организаций - без предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа в организации, а руководители профсоюзных органов в организации, профорганизаторы - органы соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов.

2. Перевод указанных профсоюзных работников на другую работу по инициативе работодателя не может производиться без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются.

 

Пункт 3 статьи 25 признан не соответствующей Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.01.2002 N 3-П в части, в которой им не допускается без предварительного согласия соответствующих профсоюзных органов увольнение работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, в случаях совершения ими дисциплинарных проступков, являющихся в соответствии с законом основанием для расторжения с ними трудового договора по инициативе работодателя.

В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

 

3. Увольнение по инициативе работодателя работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, профгрупоргов - соответствующего органа подразделения организации (при его отсутствии - соответствующего профсоюзного органа в организации), а руководителей и членов профсоюзных органов в организации, профорганизаторов - только с предварительного согласия соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов.

4. Привлечение к дисциплинарной ответственности уполномоченных профсоюза по охране труда и представителей профсоюза в создаваемых в организации совместных комитетах (комиссиях) по охране труда, перевод их на другую работу или увольнение по инициативе работодателя допускаются только с предварительного согласия профсоюзного органа в первичной профсоюзной организации.

5. Члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, уполномоченные профсоюза по охране труда, представители профсоюза в создаваемых в организациях совместных комитетах (комиссиях) по охране труда освобождаются от основной работы для выполнения профсоюзных обязанностей в интересах коллектива работников, а также на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от основной работы и порядок оплаты времени выполнения профсоюзных обязанностей и времени учебы указанных лиц определяются коллективным договором, соглашением.

6. Члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов съездов, конференций, созываемых профсоюзами, а также для участия в работе их выборных органов. Условия их освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.

 

Статья 26. Гарантии освобожденным профсоюзным работникам, избранным (делегированным) в профсоюзные органы

 

1. Профсоюзным работникам, освобожденным от работы в организации вследствие избрания (делегирования) на выборные должности в профсоюзные органы, предоставляется после окончания срока их полномочий прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) в той же или с согласия работника в другой организации.

2. При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему месту работы в случае реорганизации организации работодатель или его правопреемник, а в случае ликвидации организации профсоюз сохраняют за освобожденным профсоюзным работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года.

3. Время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных (делегированных) в профсоюзные органы, засчитывается им в общий и специальный трудовой стаж.

4. Освобожденные профсоюзные работники, избранные (делегированные) в орган первичной профсоюзной организации, обладают такими же социально-трудовыми правами и льготами, как и другие работники организации, в соответствии с коллективным договором, соглашением.

 

Статья 27. Гарантии права на труд работникам, являвшимся членами профсоюзных органов

 

Увольнение по инициативе работодателя работников, являвшихся членами профсоюзных органов, не допускается в течение двух лет после окончания срока их полномочий, кроме случаев ликвидации организации или совершения работником действий, за которые федеральным законом предусмотрено увольнение. В этих случаях увольнение производится в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 25 настоящего Федерального закона.

 

Статья 28. Обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности профсоюзов

 

1. Работодатель предоставляет профсоюзам, действующим в организации, в бесплатное пользование необходимые для их деятельности оборудование, помещения, транспортные средства и средства связи в соответствии с коллективным договором, соглашением.

2. Работодатель может передавать в бесплатное пользование профсоюзам находящиеся на балансе организации либо арендуемые ею здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-просветительной, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей. При этом хозяйственное содержание, ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана, а также оборудование указанных объектов осуществляются организацией, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Перечень объектов и размеры отчислений профсоюзу средств на проведение им социально-культурной и иной работы в организации определяются в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации, коллективным договором, соглашением.

3. При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, работодатель ежемесячно и бесплатно перечисляет на счет профсоюза членские профсоюзные взносы из заработной платы работников в соответствии с коллективным договором, соглашением. Работодатель не вправе задерживать перечисление указанных средств.

4. В организациях, в которых профсоюзами заключены коллективные договоры, соглашения или на которые распространяется действие отраслевых (межотраслевых) тарифных соглашений, работодатели по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзов денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, установленных коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) тарифными соглашениями. В случае, если в организации действует несколько профсоюзов, участвовавших в подписании коллективного договора или отраслевого (межотраслевого) тарифного соглашения, денежные средства перечисляются на счета этих профсоюзов пропорционально числу их членов.

 

Глава IV. ЗАЩИТА ПРАВ ПРОФСОЮЗОВ

 

Статья 29. Судебная защита прав профсоюзов

 

Гарантируется судебная защита прав профсоюзов.

Дела о нарушениях прав профсоюзов рассматриваются судом по заявлению прокурора либо по исковому заявлению или жалобе соответствующего органа профсоюза, первичной профсоюзной организации.

 

Статья 30. Ответственность за нарушение прав профсоюзов

 

1. За нарушение законодательства о профсоюзах должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

2. Органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением.

По требованию указанных профсоюзных органов работодатель обязан расторгнуть трудовой договор (контракт) с должностным лицом, если оно нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору, соглашению.

 

Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОФСОЮЗОВ

 

Статья 31. Ответственность профсоюзов

 

За невыполнение своих обязательств по коллективному договору, соглашению, организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной, профсоюзы и лица, входящие в их руководящие органы, несут ответственность в соответствии с федеральными законами.

 

Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 32. Вступление настоящего Федерального закона в силу

 

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Статья 33. О приведении правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

 

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

 

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

12 января 1996 года

N 10-ФЗ

 

 

 

 

Изменения, внесенные Федеральным законом от 30.12.2008 N 309-ФЗ, вступили в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования (опубликован в "Российской газете" - 31.12.2008).